Все ниже и ниже: объемы производства пива в Украине снижаются рекордными темпами

По итогам октября пивоваренная отрасль сократила объемы производства сразу на 25% по сравнению с предыдущим годом. Столь резкое падение заставило пивоваров пересмотреть прогнозы падения рынка по году с 5% до 13%
Забезпечте стрімке зростання та масштабування компанії у 2024-му! Отримайте алгоритм дій на Business Wisdom Summit.
10 квітня управлінці Арсенал Страхування, Uklon, TERWIN, Епіцентр та інших великих компаній поділяться перевіреними бізнес-рішеннями, які сприяють розвитку бізнесу під час війни.
Забронировать участие

Последние несколько месяцев стали крайне неудачными для отечественных производителей пива. По данным профильной ассоциации "Укрпиво", по итогам октября производство этого продукта сократилось на 25,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 14,1 млн дал.

Провальные показатели

Снижение производства пива в октябре продолжило "провальную" тенденция последних нескольких месяцев. В частности, в сентябре производство пива в Украине сократилось на 21,5%, в августе — на 9,5%, а в июле — на 12%.

В итоге за 10 месяцев 2013 года в Украине было разлито 241,7 млн дал пива, что на 7,8% меньше, чем за 10 месяцев 2012 года.

Негативный тренд коснулся не только потребления пива на внутреннем рынке, но и его экспорта. По данным ассоциации "Укрпиво", за восемь месяцев экспорт снизился на 15% — до 17,6 млн дал.

В ассоциации также отмечают, что вследствие столь существенного падения производства среднегодовая загруженность мощностей по отрасли снизилась до критических 60%. "С учетом высокой сезонности продаж ряд компаний стоят перед сложной и непопулярной задачей оптимизации производства", — отмечает Галина Коренькова, генеральный директор "Укрпиво".

"В виду негативных общерыночных тенденций производственные мощности оказываются загруженными менее, чем на половину. Это заставляет нас задумываться о решениях о частичном сокращении рабочих мест. Если тенденция к увеличению акциза и других налоговых ставок сохранится, то у компании не останется другого выхода, как прибегать к жестким мерам по оптимизации затрат", — комментирует Денис Хренов, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям ПАО "САН ИнБев Украина".

Причины падения

Эксперты и участники рынка выделяют несколько ключевых причин. Во-первых, против пивоваров сыграли общие негативные тренды в украинской экономике. Реальные доходы украинцев за последний год особо не выросли, а уверенность в завтрашнем дне остается на низком уровне.

"Снижение потребления характерно не только для пива, но и для многих других "необязательных" продуктов в сегменте FMCG", — отмечает Валентин Бойницкий, директор по корпоративным связям Efes Ukraine.

Вторая причина — рост стоимость пива в Украине. В текущем году средняя розничная цена на наиболее продаваемое пиво увеличилась на 11% или до 10,22 грн/л. Пивовары говорят, что причиной удорожания пенного напитка стал рост цен на сырье, энергоносители и топливо.

Низкая платежеспособность и рост цены сказывается и на том, какое пиво потребляют украинцы. Пивовары отмечают продолжающееся "перетекание" потребителей из среднеценового в эконом-сегмент.

Еще одна не менее важная причина — погода. В Украине пиво — продукт сезонный, продажи которого достаточно сильно зависят от погодного фактора. Особой жары этим летом не было, не говоря уже о сентябре и начале октября, которые выдались очень холодными, что не могло не сказаться на продажах. К слову, продажи пива падают не только в торговле, но и в секторе HoReCa (отели, рестораны, кафе). По прогнозам аналитиков "Укрпиво", в 2013 году они уменьшатся на 27% до 23,4 млн. дал.

Сокращение пивного рынка происходит в первую очередь за счет крупнейших отечественных производителей пива. Небольшие компании, наоборот, демонстрируют рост продаж.

Прогнозы

Падение производства пива в летний и осенний период заставило пивоваров пересмотреть прогнозы по итогам 2013 года. Если еще в средине лето пивовары называли 4,5-5% падения рынка как наиболее реалистичный вариант, то сейчас озвучивается возможное снижение производства на 13%.

"При этом мы не беремся прогнозировать, как будут обстоять дела в будущем. Слишком большой уровень законодательной неопределенности, и слишком большой риск регуляторных "сюрпризов", которые вполне могут "обвалить" отрасль", — говорит Валентин Бойницкий.

Он отмечает, что в государстве до сих пор отсутствует какая-либо стратегия работы с подакцизными товарами, даже в среднесрочной перспективе, на 3-5 лет вперед. "Это, во-первых, открывает простор для популистских инициатив, и, во-вторых, делает планирование бизнеса практически невозможным. Подобная нестабильность и непредсказуемость явно не прибавляет иностранным инвесторам желания вкладывать деньги в украинский рынок", — продолжает он.

Напомним, что в 2012 году на внутреннем рынке было продано 272 млн дал пива.