История пива. Часть #2
От египтян пиво сделало первую попытку «экспортироваться» в сторону Европы. Одними из первых, кто варил пиво из ячменя, были жители Шумера, или Месопотамии, или Междуречья, как древнегреческие географы называли равнину между Тигром и Евфратом, расположенную в их нижнем и среднем течении. Научно доказано, что уже 6000 лет назад в Месопотамии умели варить напиток из ячменя и ячменного солода. Кстати, первое письменное упоминание о пиве относится именно к временам шумеров. Их пиво называлось «сикару», и уже в тот момент основным продуктом для его производства служил соложеный ячмень.
Первыми пивоварами были, видимо, женщины, домохозяйки. Они варили пиво из спельты – злака от которого произошла пшеница. Правда, женщинам не удалось сохранить свою монополию, ибо довольно быстро выяснилось, что пиво является очень выгодным товаром. А поскольку торговля в те времена было занятие сугубо мужским, пивоварение вскоре прочно и надолго перешло в мужские руки.
Самым же первым пивоваром, упоминание о котором ученые нашли в клинописных табличках, тоже оказалась женщина, живущая в Междуречьи за тысячи лет до новой эры. Немецкий археолог Е. Хубер нашел в храмовом клинописном архиве этого же времени рецепты не менее пятнадцати разновидностей пива. Из найденных им изображений была составлен последовательность сцен, полностью описывающих весь процесс древнего пивоварения.
В древнем Шумере пиво было настолько важным продуктом, что ему покровительствовала богиня пивоварения Нинкаси, чье имя переводилось примерно как «Ты, которая так щедро напоила меня». Жертвы этой богине в храмах приносили ячменем и пивом. Древняя поэма «Гимн Нинкаси» датируется 1800 годом до нашей эры.
Пивовары в Шумере освобождались от воинской повинности, а налог же платили небольшой. Пиво имело высокое качество, было достаточно стабильным, так как служило предметом оптовой торговли. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном, заготавливали бочки и поставляли остальное необходимое сырье. У шумеров даже была поговорка, которую можно приблизительно перевести следующим образом: «Не знать пива – не знать радости».
В месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу. А изготавливали янтарный напиток примерно так: растили зерна ячменя и спельты между камнями, заливали их водой, добавляли душистые травы, сбраживали это сусло, и через несколько дней получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пили его через соломинку или тростниковую трубочку.
Археологи установили, что некая богатая придворная дама Пу-Аби с помощью соломинки из чистого золота пила пиво на пирах в древней Месопотамии. Это кроме всего прочего свидетельствует о том, что в Шумере настолько ценили пиво, что даже изготовляли своеобразные пивные аксессуары.
После того как вавилоняне во II веке до нашей эры захватили Шумер, они, помимо прочего, освоили технологию производства пива, продолжили бытовавшее в Шумере традиции и оставили множество уже своих упоминаний о значимости этого напитка. Со временем пивоварение в Вавилоне выделилось во вполне самостоятельную отрасль хозяйства.
Скорее всего, хмель тогда был еще неизвестен, или, возможно, по какой-то причине его не хотели использовать в пивоварении. Поэтому можно предположить, что «хлебный сок» вавилонян и шумеров имел сладковатый вкус, скорее всего, он был щедро приправлен специями. В любом случае столь привычное нам горьковатое послевкусие хмеля в тамошнем пиве напрочь отсутствовало. В ассиро-вавилонской цивилизации, постепенно сменившей шумерскую, пиво осталось широко распространенным напитком, который пили все от царя до последнего бедняка.
Исследования помогли установить до семидесяти сортов пива, которое варили в те времена: темное и светлое, сладкое и кислое, сдобренное пряностями и ароматическими травами. В выдающемся памятнике древневосточного права «Кодекс Хаммурапи» среди 282 статей есть те, что касались непосредственно вопросов пивоварения и пивной торговли. Вот некоторые из них: «Если трактирщица подымает цену на пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна, и это будет доказано, тогда следует её бросить в воду». Возможно, именно с тех пор и повелось: «Губит людей не пиво, губит людей вода» 🙂
Впрочем, завышать цены иногда и не требовалось, ведь всевозможные способы фальсификации пива появились не намного позже его самого. «Кодекс Хаммурапи» позаботился и о фальсификаторах: их было необходимо до смерти упаивать собственным же варевом.
Помимо сведений об этих устрашающих мерах, из «Кодекса Хаммурапи» можно узнать, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо им же запивали. Пожалуй, следует уточнить, что этот кодекс был составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.
В Урартском царстве, располагавшемся на территории современной Армении, в 8-7 веках до нашей эры также было известно пиво. Древнегреческий историк Ксенофонт сообщает, что для его изготовления здесь использовались огромные кувшины-карасы, в которых находились трубочки-тростинки, через которые можно было пить пиво. В самой же Греции с пивом познакомились в 7 веке до нашей эры, но ни греки, ни римляне пива почти не пили, считая его не слишком хорошим заменителем вина у восточных и «варварских» народов, таких как скифы или германцы.
А в Риме пиво употреблялось больше как подношение богине плодородия Фауне в некоторых сельских районах. Тем не менее, скорее всего, именно с помощью греков и римлян о пиве стало известно в Центральной Европе.
Пиво из маиса, то есть кукурузы, изготавливалось в доколумбовых цивилизациях Южной Америки. В наши дни в Мексике и других странах существует немало марок легкого светлого пива из кукурузы. Вкус его, конечно, отличается от классического ячменного.
В Китае, где основной зерновой культурой был и остаётся рис, пиво варили именно из него – еще во II тысячелетии до нашей эры, во времена династии Шань. Позднее сырьем для пива у китайцев служили не только рис, но и просо. В глубокой древности китайцы создали рецепты ароматизированного и даже лекарственного пива.
Издавна варили пиво в Иране и соседней Индии. В ходе раскопок был найден сосуд для изготовления пива, возраст которого соответствовал примерно 3500 году до нашей эры.
Приблизительно в I тысячелетии до нашей эры пивовары стали объединяться в союзы. В Средней и Северной Европе, где в ту пору не существовало культуры выращивания винограда, пиво пользовалось не меньшей популярностью чем на Востоке.
Уже в I веке в кельтской Галлии пиво стало чуть ли не народным напитком. Его делали из пшеницы с добавлением мёда, а назывался этот напиток «корма». В тот же период варили пиво и в Ирландии.
Германцам так же полюбился этот напиток. Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом, что в Баварии, были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до нашей эры.
В дальнейшем технология варения пива добралась и до Англии со Скандинавией, а затем, благодаря экспансии европейской культуре распространилось по всему миру. По этой причине родиной пиво принято считать именно Германию.
Да и своим названием пиво обязано древним германцам. В староверхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «peor» (или «bior»), в котором не сложно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer». Видимо, происходит оно от латинского слова «biber» – напиток. Кроме того, до нас дошло и другое старогерманское название пива – «alu», «alo» или «ealo»; у скандинавов это «Єl», наконец, всем известный английский «ale» – эль.
Пиво, которое в основном считается мужским напитком, раньше в Европе варили только женщины. Это подтверждают старинные германские фрески, где изображены женщины-пивовары. Успех обольщения мужчины, по утверждению древнегерманских источников, во многом зависел от умения варить пиво.
Во времена Карла Великого (с 786 года – короля франков, а с 800 года – правителя, создавшего и возглавившего обширную империю) пиво варили повсюду, даже в королевских дворцах, где были специальные мастера-пивовары, обязанностью которых было изготовлять «доброе пиво».
Славянские народы также были неравнодушны к пиву – его изготавливали примерно по той же технологии, что и древние скандинавы и германцы. Согласно письменным свидетельствам, пиво в России было известно с середины V века.
Как правило, пиво варили на Руси на основе различных злаков – ячменя, пшеницы, овса, ржи. Пиво так и называлось: «ячменное», «ржаное», «овсяное». Для браги в основном брали ячмень и рожь, использовались также овес и пшеница (чаще в качестве добавки).
Как можно заметить, существительное «пиво» созвучно глаголу «пить». И действительно, раньше слово «пиво» обозначало не конкретный напиток, а любую пригодную для питья жидкость. Первое упоминание об исконнорусском пиве можно встретить в новгородских берестяных грамотах. Отвары из мёда и пива, кстати, отличавшиеся большой крепостью, называли переварами. Насколько высоко ценились перевары, можно судить потому факту, что пиво, ячменный солод и хмель входили в состав оброка крестьян за пользование землей.
Установлено, что на Руси пиво и мёд были разной крепости: легкие – от 2% до 4%, средние от 4,5% до 7%, крепкие – до 17% и даже 35%. Существовали и такие, что от одного стакана человека буквально «сшибало с ног». Перевары были ритуальными напитками, употреблявшимися на совместных пирах. Однако назвать их пивом в полном понимании слова затруднительно, ведь хмеля в них не было.
На Руси «безхмельное» пиво-перевар просуществовало достаточно долго – вплоть до X века. Нужно отметить, что запад Россию в этом существенно обогнал: принято считать, что в Европе хмель в качестве непременного компонента настоящего пива стал утверждаться примерно с конца VIII – середины IX века.
Естественно «охмеливание пива» не носило массовый характер. Поначалу хмель добавляли в пиво лишь в отдельных случаях, потом лишь в отдельных странах. Но так или иначе, постепенно второй обязательной составляющей частью пива после зерновых продуктов стали «шишки» хмеля обыкновенного, растения семейства коноплевых. Сей исторический момент по праву можно считать вторым рождением пива – именно тогда этот прекрасный напиток стал приобретать свой современный облик.
По материалам книги Андрея Данилова “Пиво и пивная культура”
История пива. Часть #2,
Еще раз интересно, только не понял на счет “Издавна варили пиво в Иране”, ведь до этого речь шла о Междуречье, границы которого и пролегали на территории современного Ирака и Ирана.